Особенности оптико-визуального контроля некоторых деталей
При использовании оптических приборов переменного увеличения либо комплектов приборов различного увеличения контроль начинают с малых увеличений. Это дает возможность выбрать на детали опасный участок, оценить его состояние и обнаружить крупные повреждения. Малое увеличение облегчает наводку на резкость и выбор освещения. После исходной установки прибора и грубой наводки на резкость уточняют фокусировку и осматривают зону контроля. Затем при необходимости осмотр повторяют при большем увеличении.
На эффективность ОВ контроля существенное влияние оказывают освещенность деталей и направление освещения. При вертикальном освещении деталей можно увидеть риски и другие следы скольжения на их поверхности. Углубления имеют блестящую поверхность и поэтому зеркально отражают свет, а валики ме-
талла вокруг них имеют шероховатую поверхность и поэтому диффузно отражают свет. Линии трещин зеркально свет не отражают и при вертикальном освещении отличаются от рисок. Боковое и наклонное освещение увеличивает впечатление рельефа вследствие появления теней от неровностей. При этом освещении на светлой поверхности металла легче обнаружить поры, коррозионные язвы, заусенцы и другие повреждения, связанные с изменением микрорельефа поверхности.
Рис. 2.15. Выбор направления освещения и положения
демонтированной детали при оптико-визуальном контроле
(максимум отраженных лучей не попадает (а) и попадает
(о) в поле зрения прибора):
/ — бинокулярный микроскоп; 2 — деталь; 3 — лю минесцентн ые
лампы дневного света: 4 — светорассеивающий экран
Для повышения контраста темных дефектов на светлой поверхности металла кратковременно можно применять такое направление освещения и положение детали, при которых в поле зрения прибора попадает максимум отраженных лучей (рис. 2.15). Длительное применение такого освещения не допускается из-за ослепления и быстрой усталости глаз.
Оптико-визуальный контроль деталей и узлов на самолете имеет ряд специфических особенностей. Лопатки I ступени ротора осевого компрессора осматривают со стороны входного канала двигателя, а лопатки последней ступени ротора турбины —со стороны реактивной трубы. Перед осмотром лопатки, к которым имеется непосредственный доступ, протирают чистой ветошью, смоченной бензином Б-70. Лопатки освещают переносной лампой ПЛ-36, ПЛ-64 или лампой-фарой ФР-100. При контроле лопаток с темной поверхностью, а также лопаток, удаленных от глаз на 250—300 мм и более, лампа-фара предпочтительнее. Лампу, фару можно разместить на подвижной тележке (двухколесной); которую с помощью штанги продвигают вдоль реактивной трубы двигателя. Лампу-фару устанавливают так, чтобы сосредоточить световой пучок на осматриваемых лопатках ротора.
Осмотр лопаток проводят с применением обзорных, складных карманных или телескопических луп или биноклей. Положение
руки с лупой стабилизируют: при контроле доступных лопаток рукой, держащей лупу, опираются на поверхность проверяемой лопатки; при осмотре удаленных лопаток руку или рукоятку телескопической лупы опирают на детали, например на форсажную камеру, на корпус реактивной трубы и т. д. Бинокль укрепляют на съемном кронштейне. Ротор при осмотре целесообразно медленно вращать для изменения направления осмотра и освещения лопаток и для их более полного обзора.
Осмотр лопаток II и последующих ступеней компрессора и турбины, не доступных для осмотра со стороны входного и выходного каналов двигателя, проводят с помощью эндоскопов через специальные смотровые. окна,’лючки, или через отверстия под болты крепления лопаток соплового аппарата (в зависимости от типа авиационного двигателя).
Оптико-визуальный контроль лопаток на двигателях, конструкция которых позволяет его осуществлять, имеет следующие особенности. Контроль проводят два специалиста, один из которых осматривает лопатки, а второй по его команде проворачивает ротор двигателя. Перед вводом эндоскопа в двигатель включают осветитель и убеждаются, что лампочка горит. Затем эндоскоп вводят в двигатель и осматривают лопатку одной из ступеней ротора турбины или компрессора, перемещая объектив эндоскопа вдоль ее кромки. При обнаружении дефекта или участка кромки, на котором подозревается его наличие, эту лопатку осматривают повторно. При использовании эндоскопа со сменными окулярами и поворотной объективной призмой лопатку осматривают, изменяя увеличение и положение призмы. При осмотре могут быть обнаружены обрывы пера лопаток, крупные раскрытые трещины, забоины, деформация кромок и другие дефекты.
Мелкие трещины усталости на кромках лопаток при ОВ контроле с помощью эндоскопов не выявляются вследствие наличия загрязнений, коррозии, смолистых отложений, а также из-за низкого контраста и малой ширины раскрытия трещин.
Для осмотра силовых узлов планера и деталей системы управления самолетов применяются оптические приборы, тип которых выбирают в зависимости от целей контроля и степени доступности проверяемых объектов.
Во всех случаях контроля обеспечивают высокую освещенность осматриваемых деталей — примерно до 4000—5000 лк. Такая освещенность деталей является непременным условием эффективного ОВ контроля.
Глава З